На главную

 

Профессионализм и качество с 1990 г.

  620075, Екатеринбург, пр. Ленина, 69/2 (офис), ул. Монтажников, 20 (производство)
Телефоны: (343) 350-64-53, 350-61-58, +7(982)723-30-64, +7(908)923-39-73
E-mail:
21@terminator.ru, 82@terminator.ru, terminator-print@yandex.ru
      Расчет стоимости
услуг
 
Товарные знаки и знаки обслуживания
 
Что это такое и зачем они нужны?
 
Справочные материалы о процедуре регистрации товарных знаков и знаков обслуживания для охраны и использования коммерческих прав в СНГ
 
Примечание: Нижеприведенный материал является перепечаткой брошюры «Охрана прав в области промышленной собственности», изданной ЕПВ - Европейским патентным ведомством, чтобы дать краткий обзор процедуры получения патентов на изобретения, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и промышленных образцов (дизайна) в России и других странах СНГ.
 
Товарный знак - это обозначение, слово или несколько слов, символ или сочетание слов и символов, которые используются для того, чтобы отличить товары одного производителя или продавца от аналогичных, однотипных товаров других фирм. В качестве товарного знака может быть использовано любое обозначение, позволяющее различать производителей товаров.Товарные знаки могут быть изобразительными, словесными, объемными и комбинированными. Товарный знак может быть выражен звуком, цветом или цветовым сочетанием.
 
Знак обслуживания - это знак, используемый для отличия услуг одних лиц или компаний от аналогичных, однотипных услуг других лиц или компаний.
Процедуры регистрации товарных знаков и знаков обслуживания в России и других странах СНГ одинаковы.
Только зарегистрированный в соответствии с законодательством товарный знак или знак обслуживания позволяет получить охраняемую законом монополию на его использование. Если кто-либо использует зарегистрированный или похожий на зарегистрированный знак при изготовлении и продаже товаров или при предоставлении услуг без разрешения, то только обладатель зарегистрированного знака имеет право обратиться в суд и добиваться выплаты компенсации.
Не все товарные знаки можно зарегистрировать. Чтобы товарный знак можно было зарегистрировать, он должен отвечать определенным требованиям, т.е. должен иметь право на существование, или, как говорят специалисты, быть «охраноспособным».
- Нельзя регистрировать обозначения и символы, само существование которых обусловлено законами той или иной страны;
- запрещается регистрировать товарные знаки, если они в точности повторяют, идентичны или практически неотличимы от знаков, входящих в существующие реестры знаков в странах СНГ;
- в случае поступления двух или более заявок на тождественный (одинаковый) или очень похожий товарный знак или знак обслуживания приоритет будет отдан той заявке, которая была подана ранее других.
Исключением считаются случаи, когда у заявителя есть весомые доказательства того, что он ранее других пользовался указанным знаком. Если оба заявителя пользовались знаком на протяжении длительного периода времени, обе заявки могут быть зарегистрированы, при условии, что знаки фактически не идентичны, а товары или услуги не одинаковы;
- нельзя регистрировать знаки, которые могут вводить потребителей в заблуждение относительно предлагаемых товаров и услуг, на которые распространяются эти знаки.
- не принимаются к регистрации любые эмблемы, рисунки, дизайн или слова, если они противоречат Женевской и Парижской Конвенциям об использовании в качестве товарных знаков и знаков обслуживания государственных символов и эмблем международных организаций. К этой же категории относятся знаки, охраняемые в соответствии с Мадридским Соглашением о международной регистрации знаков.
Исключаются также обозначения, тождественные или сходные с наименованиями мест производства или происхождения товаров.
- Не допускается регистрация в качестве товарного знака или знака обслуживания обозначений, воспроизводящих названия известных в стране произведений науки, литературы и искусства без разрешения обладателя соответствующего авторского права;
- не допускается регистрация обозначений, воспроизводящих фамилии, имена, псевдонимы, портреты известных в стране лиц без их согласия.
 
Охраноспособность
   Чтобы то или иное обозначение могло быть зарегистрировано в качестве  товарного знака или знака обслуживания; необходимо, чтобы оно отвечало следующим требованиям охраноспособности:
- обозначение не должно находиться под законодательным запретом;
- оно не должно входить в существующий реестр или находиться в стадии рассмотрения.
 
Различительная способность
   Различительный характер товарного знака заключается в его способности выделить те или иные товары или услуги среди однородных товаров и услуг.
Товарный знак должен быть «независим» от товаров или услуг, т.е. выбран в качестве дополнения к ним, а не навязан производителем и самим товаром.
Товарный знак считается независимым, если по отношению к товару он не является составной частью товара, либо изображением или описанием самого товара.
 
Подача заявки
Любое физическое или юридическое лицо может зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания.
Заявка может быть индивидуальной, т.е. сделанной от имени конкретного лица, или коллективной, т.е. сделанной от имени группы лиц или компании.
 
Оформление прав на товарный знак
Правовая охрана товарных знаков в странах СНГ осуществляется на основании их регистрации в патентных ведомствах либо в силу участия стран в международных соглашениях, в частности, в Парижской Конвенции по охране промышленной собственности и Мадридском Соглашении о международной регистрации товарных знаков.
 
Требования к подаваемой заявке
Каждый товарный знак должен сопровождаться отдельной заявкой на специальном бланке. Заявка должна содержать сведения о заявителе. К заявке прилагается графическое изображение товарного знака и описание с указанием цвета или цветового сочетания, в котором регистрируется знак. К заявке должен быть приложен перечень товаров, услуг, для которых регистрируется товарный знак или знак обслуживания. Заявка может содержать несколько классов товаров и услуг, для которых регистрируется знак, в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг.
 
Коллективный знак
Союзы, ассоциации и любые другие объединения могут регистрировать коллективные товарные знаки. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.
 
Приоритет товарного знака
Приоритет товарного знака устанавливается по дате поступления заявки в патентное ведомство, при условии, что заявка правильно оформлена. Приоритет товарного знака может быть установлен по дате подачи первой заявки в стране-участнице Парижской Конвенции, если в национальное патентное ведомство заявка поступила в течение шести месяцев с этой даты.
 
Проверка заявок
Экспертиза осуществляется в течение месяца с даты поступления заявки в патентное ведомство. Заявки на регистрацию товарного знака проходят проверку на соответствие установленным требованиям, в частности, на наличие всех требуемых документов. По результатам предварительной экспертизы заявка либо принимается к рассмотрению, либо отклоняется. Экспертиза заявленного знака проводится по завершении предварительной экспертизы. В период проведения экспертизы эксперт вправе запросить у заявителя дополнительные материалы, без которых проведение экспертизы невозможно.
В России дополнительные материалы по запросу экспертизы должны быть представлены в течение двух месяцев с даты  получения запроса. По просьбе заявителя данный срок может быть продлен. Если заявитель нарушил указанный срок или оставил запрос экспертизы без ответа, заявка считается отозванной.
 
Обжалование решений экспертизы
При несогласии заявителя с результатам предварительной проверки или с решением экспертизы, он вправе в течение трех месяцев с даты получения решения подать возражение в Апелляционную палату. Заявление должно быть рассмотрено в течение четырех месяцев.
 
Заявки, которые оспариваются
Если у эксперта возникают замечания, возражения или сомнения по поводу регистрации знака, то заявитель может предоставить дополнительные доказательства для обоснования своей заявки.
 
Срок действия регистрации товарного знака
Регистрация товарного знака действительна в течение 10 лет с момента поступления заявки в патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца товарного знака, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.
Регистрация товарного знака в Реестре и выдача свидетельства на товарный знак
 На основании решения экспертизы о регистрации товарного знака патентное ведомство в течение одного месяца с даты получения документов об уплате установленных пошлин, проводит регистрацию товарного знака в Реестре товарных знаков и знаков обслуживания. Кроме товарного знака в Реестр вносятся сведения о владельце знака, дате приоритета товарного знака, дате регистрации, а также перечень товаров, для которых этот знак зарегистрирован, и все возникающие дополнения и изменения. В качестве охранного документа в течение трех месяцев со дня регистрации товарного знака в Реестре выдается свидетельство на товарный знак.
 
Передача прав на товарный знак
Законодательство стран СНГ предусматривает исключительные права на использование товарного знака на их территории. Поэтому только владельцы зарегистрированных знаков могут давать разрешение другим лицам на использование своего знака на определенные товары или услуги. Владелец может:
- полностью уступить права на товарный знак другому лицу в отношении всех или части товаров и услуг, для которых этот знак зарегистрирован;
- выдать лицензию на право использования товарного знака.
Права можно передавать полностью или частично. Уступка товарного знака не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Договор об уступке товарного знака и лицензионный договор должны быть зарегистрированы в патентном ведомстве.
 
Использование товарного знака
Товарные знаки должны обязательно использоваться, т.е. применяться на товарах или на упаковках. Для подтверждения использования знака допускается его размещение в рекламе, в печатных изданиях, вывесках и в сопроводительных документах. Если товарный знак не используется непрерывно в течение 5 лет, то по заявлению заинтересованного лица патентное ведомство может принять решение об аннулировании регистрации товарного знака.
 
Признание регистрации товарного знака недействительной
Регистрация товарного знака может быть признана недействительной, если знак:
- был зарегистрирован с нарушением требований  законодательства;
- не обладает различительной способностью;
- является ложным или способным ввести
  в заблуждение;
- не отвечает требованиям нравственности и морали;
- содержит обозначения, охраняемые в соответствии с международными конвенциями;
- тождественен или сходен с ранее зарегистрированными товарными знаками.
В России в течение пяти лет с даты публикации информации о товарном знаке заинтересованное лицо может оспорить регистрацию.
 
Ответственность за нарушение права на товарный знак
Владельцу товарного знака принадлежит монопольное право на использование этого знака. Под нарушением этого права понимается любое несанкционированное использование товарного знака. За нарушение монопольного права владения товарным знаком или знаком обслуживания предусмотрены меры гражданской и уголовной ответственности. Надзор за соблюдением права на товарный знак или знак обслуживания осуществляется самим владельцем.
 
Предупредительная маркировка
Если рядом с товарным знаком изображен символ «R», то это свидетельствует о том, что знак зарегистрирован. Использование подобной предупредительной маркировки на товаре без его регистрации является незаконным.
Реестр товарных знаков и знаков обслуживания открыт для всех желающих. Перед подачей заявки на регистрацию товарного знака заявитель может попросить совета у эксперта патентного ведомства по вопросу возможности регистрации того или иного товарного знака.
Заявителям советуют также провести предварительную проверку уже зарегистрированных товарных знаков на случай возможного дублирования.
Классификация товаров и услуг для их регистрации.
Описание товаров и услуг, включенных в заявку, должно быть по возможности полным и описывать товары и услуги таким образом, чтобы это описание было ясным и четким и его невозможно было бы понять двояко. В затруднительных случаях патентные ведомства постараются Вам помочь.
 
Дополнительная информация
Приложение 1.
   Комитет Российской Федерации по патентам и товарным знакам (Роспатент).
103621, Москва, Центр, М. Черкасский пер., 2/6.
Телефон: (095) 206-18-09, факс (095) 923-40-93,
(095) 921-24-23.
Прием заявок: ВНИИГПЭ,
121858 Москва, Бережковская наб., д.30, корп.1,
тел. (095) 243-55-09.
 
   Основные нормативные документы:
- Патентный закон Российской Федерации.
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации № 3518-1 от 23.09.92
- Положение о патентных поверенных.
- Постановление Совета Министров Российской Федерации № 122 от 12.02.93
- Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
- Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.09.92
 
Дополнительная информация по различным вопросам патентования может быть получена в Роспатенте.
 
 
На главную
 
Металлоконструкции
О компании
Контакты
Прайс-листы
Гарантии
Фотогалерея
Наши партнеры
Вакансии
Типовые договоры
Фирменные календари
Архив статей из других журналов
Архив статей Журнала о рекламе «Паблисити»
 
© Терминатор - наружная реклама в Екатеринбурге
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Проспект Ленина, д. 69/2.
Телефон: +7 (343) 350-64-53, 350-61-58